Оформление земельного участка в собственность: “подводные камни”
Оформляем землю в собственность: подробная процедура
Надоела городская суета и вы мечтаете о маленьком уютном домике около небольшой реки? А может, вы хотите построить огромный особняк или, наоборот, небольшую беседку, куда можно будет выезжать с друзьями на выходные? Ваши мечты вполне реальны, вот только осталось найти подходящее местоположение для вашего будущего домика – земельный участок. Земля может быть уже оформлена в собственность, либо это может быть новый участок, который еще даже не зарегистрирован. И в первом, и во втором случае существуют свои трудности и “подводные камни”, о которых пойдет речь в данной статье.

Конечно, если земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и на него оформлено свидетельство о праве собственности, проблем намного меньше. Такой участок будет вам принадлежать после государственной регистрации перехода права собственности. А если участок не сформирован и на него не оформлены документы? Как быть? Какие процедуры предстоят? Ответ прост: оформить участок в собственность. В данной статье мы предлагаем вам подробную инструкцию, которая поможет вам, ведь оформление земельного участка в собственность – процедура сложная и многоступенчатая, придется потратить много сил, нервов и средств, чтобы достичь заветной цели.
Покупка существующего земельного участка
Проверяем юридическую чистоту объекта
Оформление права собственности на землю, которая уже сформирована и зарегистрирована как объект недвижимого имущества, начинается с договора купли-продажи.
Здесь возможны два варианта: договор купли-продажи строения, которое расположено на земельном участке, либо договор купли-продажи самого земельного участка.
В любом случае необходимо проверить юридическую чистоту покупаемого объекта.

Сделать это очень просто: в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав (далее – Госреестр), являются общедоступными и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам. Таким органом является Управление Росреестра вашего региона. Сведения предоставляются в форме выписки на платной основе. Выписка содержит всю необходимую информацию о продаваемой собственности и ее владельце. Плата за предоставление информации на бумажном носителе составляет около 200 рублей. Для того чтобы получить выписку, вам необходимо знать точный адрес объекта или его кадастровый номер. Эту информацию можно получить у продавца. Итак, выписку получили. Ограничения на отчуждение бывают разные: залог, ипотека, аренда и т.п. Если в выписке таких сведений нет, участок чист и готов к продаже. Если сведения все же содержатся, рекомендуем перед покупкой проконсультироваться с юристом, чтобы избежать недоразумений в будущем.
Перечень документов для регистрации перехода права собственности
В первую очередь к таким документам относятся договор купли-продажи и акт приема-передачи. Документы можно подготовить самим, можно обратиться к специалистам, которые выполнят эту работу за вас. Обратите внимание, что договор должен содержать все существенные условия, предусмотренные Главой 7 второй части Гражданского кодекса РФ: предмет, цена, сроки, права и обязанности сторон и т.п. Если вы заключаете договор купли-продажи дома, в договоре должно быть описание земельного участка, который продается вместе с домом.
http://youtu.be/AfYe3gAzitw
Договор и акт готовы? Достаем ранее полученную выписку из Госреестра и смотрим, кто является собственником. Если собственник будет лично присутствовать при передаче документов на государственную регистрацию, запрашиваем у него согласие супруги (участок может быть совместно нажитым) на совершение сделки по отчуждению. Согласие должно быть удостоверено нотариусом. Аналогичным образом вам необходимо получить согласие и своего супруга. Если собственник по каким-то причинам не может присутствовать при подаче документов на оформление сделки, он должен также подготовить и удостоверить у нотариуса доверенность на представление интересов. После того как данные документы оформлены, оплачиваем государственную пошлину в соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса РФ: если отчуждается участок с домом – 1000 рублей, если только участок – 200 рублей.
Передача документов на оформление сделки

В согласованный с собственником день отправляемся в управление Росреестра вашего региона. При себе вы и продавец должны иметь: договор купли-продажи и акт приема-передачи в трех экземплярах, кадастровый план участка (должен быть у продавца), согласия супругов на совершение сделки, доверенность (при необходимости), квитанцию об оплате пошлины, паспорта. Документы подаются государственному регистратору, который после проверки обязан выдать вам расписку в получении документов. Итак, самое основное позади! Если во время регистрации не выяснятся факторы, которые воспрепятствуют регистрации сделки, через две недели вы станете полноправным владельцем земли и получите соответствующее свидетельство.
Оформление в собственность несформированного земельного участка
Находим земельный участок

Как мы уже писали, оформить земельный участок в собственность не просто. Особенно если этот участок отсутствует как объект недвижимости на кадастровом плане. С чего начать? Во-первых, с поиска участка: выбираем место вдали от воинских частей, заповедников и иных охранных зон. После того как предполагаемое место для застройки выбрано, записываем его примерные координаты (хотя бы километр отдаленности от населенного пункта) и отправляемся в отделение Кадастровой палаты вашего региона. В Москве и Санкт-Петербурге специалист Кадастровой палаты на месте открывает перед вами интерактивную карту, находит примерный периметр испрашиваемого земельного участка и объясняет, к какой категории отнесен данный район.
Если категория земель – лесной фонд, земли поселений, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса, выбранный участок может быть впоследствии оформлен. Если же район относится к категории земли особо охраняемых природных территорий, земли промышленности и иного специального назначения, оформить земельный участок в собственность практически невозможно и от такой идеи лучше отказаться. Перечень ограниченных к обороту земельных участков достаточно большой, с ним можно ознакомиться в статье 27 Земельного кодекса РФ.
Осуществляем постановку земельного участка на кадастровый учет
На данном этапе вам не обойтись без привлечения кадастровых инженеров, поскольку только они, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, могут осуществить межевание и оформление границ земельного участка. Результатом работы кадастрового инженера будет проведение землеустроительных работ, составление межевого плана участка, на основании которого будет осуществлена постановка участка на кадастровый учет.
http://youtu.be/Xk-uHtVKyQU
Изменяем категорию земельного участка
Итак, если категория земельного участка отличается от категории “земли поселений”, вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, с заявлением на перевод земли из одной категории в другую. Органом местного самоуправления обычно выступают структурные подразделения Администрации района, где расположен участок, которые наделены правом распоряжения землей. Данный орган на основании вашего заявления в соответствии с процедурой, установленной в вашем районе, проводит общественные слушания и, если местные жители проголосуют “за” (а чаще всего просто не приходят), выносит постановление об изменении категории земли.
Заключаем договор аренды земли
![]()
После того как земельный участок будет сформирован, поставлен на кадастровый учет и переведен в категорию “земли поселений”, настало время обратиться в орган местного самоуправления, о котором написано выше, с заявлением о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ. Заявление должно быть рассмотрено в течение двух недель, итогом рассмотрения заявления должно быть решение о проведении аукциона на право продажи земельного участка либо передачи его в аренду. Если иных претендентов на земельный участок не будет, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земли вам. Если же поступят заявления от других лиц, арендатор будет определен на условиях аукциона. Срок заключения договора аренды составляет, в соответствии с Земельным кодексом РФ, две недели. Срок договора аренды составляет 49 лет.
Договор аренды в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра. Для государственной регистрации вам необходимо оплатить пошлину в размере 1000 рублей и обратиться с заявлением и двумя экземплярами договора аренды земли. В некоторых регионах государственные регистраторы просят предоставить согласие супруга на совершение сделки, так что лучше запастись им заранее. Если не будет выявлено препятствий, договор аренды будет зарегистрирован через две недели.
http://youtu.be/ieD5qdqsSiY
Итак, длительный путь оформления земельного участка в собственность подходит к концу. На данном этапе вы, уже не беспокоясь, можете начинать строительство. Как только ваш дом будет построен, вам необходимо будет обратиться в Бюро технической инвентаризации вашего города (района) с заявлением на оформление паспорта жилого строения. После оформления паспорта вы снова обращаетесь в управление Росреестра, где регистрируете собственность на дом.

С этого момента ваш дом уже недвижимость. Как только вы получите свидетельство о государственной регистрации права на дом, вы имеете право выкупить у государства свой земельный участок. Для этого идем по “протоптанной дорожке” в орган местного самоуправления, который заключил с вами договор аренды земли и пишем заявление на продажу земельного участка. К заявлению прикладываем копию паспорта и нового свидетельства на дом. Ждем один месяц, в течение которого вас должны пригласить для подписания договора. Участок вам продадут по кадастровой стоимости, которая установлена для района, где он расположен. В зависимости от региона, эта стоимость может кардинально отличаться, но, в любом случае, вы можете отказаться от выкупа участка или немного отложить этот процесс. Узнать кадастровую стоимость участка можно в Кадастровой палате вашего региона.
Как только договор купли-продажи земельного участка будет заключен, вам снова предстоит обратиться с заявлением в управление Росреестра для регистрации перехода права собственности на земельный участок. Для этого оплачиваем пошлину в размере 200 рублей, сдаем договор в двух экземплярах и через две недели, наконец-то, получаем итоговый документ вашего труда – свидетельство о государственной регистрации собственности на земельный участок.
http://youtu.be/n3jSg70s3gg
Сложный и тернистый путь к получению заветного документа подошел к концу. Как видите, ничего невозможного нет. Достаточно проявить желание, запастись терпением и определенными средствами, и вы сможете самостоятельно оформить право собственности на землю.
