Оформление собственности на недвижимое имущество
Оформление права собственности на недвижимое имущество
Содержание права собственности на недвижимое имущество
Владение и распоряжение недвижимым имуществом может осуществляться на различных основаниях, например, на основании оформления собственности, безвозмездного права пользования, заключения договора аренды и так далее. Однако если конкретное недвижимое имущество принадлежит данному владельцу, крайне важно осуществить правильное оформление собственности и получить документы, подтверждающие это право, поскольку именно они являются основанием для совершения любых действий с эти имуществом.
Общее содержание права собственности определяется главой 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она, в частности, устанавливает, что собственнику, прошедшему надлежащую процедуру оформления собственности, принадлежит полный объем прав по владению, распоряжению и пользованию своим имуществом любым образом по своему усмотрению. При этом, однако, собственник несет все расходы и другие обязательства, связанные с содержанием этого имущества, риски его случайной утраты или гибели. Как устанавливает закон, эти риски и обязательства можно оформить на третью сторону посредством заключения соответствующих договорных отношений, например, на страховую организацию.
Сущность процедуры оформления собственности на недвижимое имущество
Процедура юридического оформления органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество права собственности на объект недвижимости в общем виде заключается в подаче заявления на выдачу свидетельства о праве собственности.
Выдача такого свидетельства сопровождается внесением записи соответствующего содержания об этом объекте недвижимости в Единый государственный реестр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
А вот отдельные аспекты подачи такого заявления могут существенно различаться в зависимости от обстоятельств, складывающихся в каждой конкретной ситуации оформления собственности на объект жилой недвижимости. Одним из таких аспектов является основание, на котором гражданин собирается оформить собственность на недвижимость.
Состав стандартного пакета документов на регистрацию права на недвижимость
Так, в современной российской практике наиболее распространенными основаниями оформления собственности являются договор купли-продажи, договор дарения и договор приватизации. Кроме того, законом предусмотрены и другие основания перехода прав на объекты недвижимости от одного собственника к другому, например, в порядке наследования, по договору долевого участия и прочие.
Основное различие в характере процедуры оформления собственности на недвижимое имущество – в зависимости от типа оснований возникновения такого права. В частности, речь идет о формировании пакета документов, предоставляемых в органы государственной регистрации. Стандартный перечень необходимых бумаг обыкновенно включает заявление о процедуре проведения государственной регистрации и документ, удостоверяющий личность заявителя: чаще всего в этом качестве используется паспорт, однако закон предусматривает и другие бумаги, которые применяются в этой ситуации. Кроме того, в пакет необходимо включить квитанцию об оплате государственной пошлины за процедуру регистрации и документ, содержащий информацию об объекте недвижимости. В качестве такого документа обыкновенно используется кадастровый паспорт, выданный Бюро технической инвентаризации, но в некоторых случаях его могут заменять технический паспорт или другие бумаги.
Еще одним обязательным компонентом пакета документов, подаваемых в органы государственной регистрации для оформления свидетельства о праве собственности на жилую недвижимость, является документ, свидетельствующий о возникновении такого права. Именно он будет различаться в зависимости от того, какой юридически значимый факт является основанием его возникновения. Следует рассмотреть наиболее распространенные варианты, которые могут сложиться при приобретении права собственности на объект жилой недвижимости.
В том случае, если объект был приобретен у физического лица или организации по договору купли-продажи, именно этот договор будет являться документом, подтверждающим возникновение права собственности. При приватизации жилья в его роли будет выступать договор приватизации. При дарении объекта недвижимости оно будет зафиксировано при помощи договора дарения. Факт обмена недвижимостью фиксируется в договоре мены. Получение нового построенного жилья от застройщика отражается в договоре долевого участия. Получение квартиры или дома по наследству подтверждается свидетельством о праве на наследство, которое выдает нотариус. Другие возможные основания приобретения права собственности на объект жилой недвижимости должны подтверждаться необходимыми документами.
При осуществлении юридической процедуры могут понадобиться и другие сведения. Однако согласно действующему порядку работы органов юстиции, если такая информация находится в распоряжении других государственных или муниципальных органов, а также органов местного самоуправления, учреждение юстиции самостоятельно истребует нужные данные от этих органов. Тем не менее у заявителя остается право предоставить такие данные в учреждение юстиции по собственной инициативе. Кроме того, в зависимости от обстоятельств конкретного дела органы Федеральной регистрационной службы могут потребовать предоставления других справок, свидетельств и бумаг, которые необходимы для вынесения решения о правомочности претензий заявителя на регистрацию права собственности в отношении данного объекта недвижимости.
http://youtu.be/i6NHPAB3xAE
Основные факторы, влияющие на состав пакета документов, подаваемых при государственной регистрации
Определенные отличия в составе пакета необходимых документов будут сопряжены и с тем, является ли заявитель физическим или юридическим лицом. Так, для юридического лица в дополнение к перечисленному составу бумаг потребуется приложить устав организации в подлиннике или копии. При этом подлинник будет возвращен представителю организации сразу же после предъявления: к делу будут приложены только копии устава. В некоторых случаях учреждение юстиции может потребовать нотариального заверения такой копии. Вместе с тем, необходимо отметить, что благодаря действию положения о самостоятельном истребовании органами Федеральной регистрационной службы необходимых бумаг у других государственных органов процедура регистрации прав собственности на объекты жилой недвижимости организациями существенно упростилась: большую часть сведений учреждение теперь собирает самостоятельно.
Принципиальных различий между процедурами государственной регистрации права собственности в отношении жилой и нежилой недвижимости на сегодняшний день не существует: основные документы, которые необходимо приложить к соответствующему заявлению, одинаковы для обеих ситуаций.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за осуществление регистрационных действий, напрямую зависит от того, кто является заявителем – физическое или юридическое лицо, и от характера совершаемой процедуры. Величина действующих в настоящее время пошлин определяется Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: минимальный размер пошлины, установленной законом, составляет 50 рублей, максимальный – 15 тысяч рублей. Например, размер пошлины за регистрацию договора долевого участия в строительстве для физического лица составляет 200 рублей, для юридического лица – 4 тысячи рублей.
Сроки регистрации права собственности на объект жилой недвижимости, действующие в настоящее время, также могут различаться в зависимости от характера процедуры. Например, свидетельство о праве собственности на квартиру, приобретенное в результате участия в долевом строительстве, выдается в течение 18 дней; этот же срок предусмотрен для осуществления всех необходимых процедур при выдаче свидетельства при получении жилья в жилищно-строительном кооперативе или при приобретении жилья в порядке наследования. А вот оформить свидетельство о праве собственности на жилье, приобретенное в результате договора мены или купли-продажи, заключенного до 1 марта 2013 года, можно не ранее, чем через 20 дней после подачи всех необходимых документов. Такой же порядок действует, когда физические или юридические лица оформляют собственность на основании прав, возникающих при заключении договоров дарения или иждивения с пожизненным содержанием.
http://youtu.be/GlhslZemnMY
Получение свидетельства о праве собственности и возможности, предоставляемые им
Если все документы подготовлены верно и пакет, поданный в учреждение юстиции с целью оформить собственность на недвижимость, содержит все необходимые бумаги, по истечении положенного срока заявитель сможет оформить свидетельство о праве собственности на объект жилой недвижимости. При этом в некоторых случаях возможно, что оно будет готово и раньше: узнать об этом заявитель сможет на сайте территориальной организации Федеральной регистрационной службы, поскольку большое количество территориальных органов сегодня поддерживает сервис информирования заявителей о готовности документов через сайт.
http://youtu.be/fwWg2xYQkAQ
Полученное свидетельство будет являться основным документом, подтверждающим наличие полного объема прав на данный объект жилой недвижимости у его владельца. Таким образом, на основании этого документа владелец может заключить любую сделку, подарить принадлежащее ему имущество, отдать его во временное пользование за плату или безвозмездно или распорядиться им любым другим способом по своему усмотрению.