Как подать заявление на наследство: порядок действий
С чего начинать оформление наследства?
После смерти родного или близкого человека открывается наследство. С чего начать, куда обратиться, какие документы представить? Эти вопросы в первую очередь возникают у наследников.
По общим правилам гражданского законодательства для получения наследства нужно обратиться с заявлением о его принятии в нотариальную контору в течение полугода со дня кончины наследодателя.
Многим гражданам известно про 6 месяцев, но далеко не каждый знает, с какого момента они исчисляются. Поэтому следует обратить особое внимание на соблюдение этого срока. Если вы его пропустите и подадите заявление позже, восстанавливать срок придется через суд. К тому времени уже могут быть выданы свидетельства о праве на наследство другим наследникам. Их будет нужно признавать недействительными, а “опоздавшего” включать в круг желающих получить наследство.
Более того, срок можно восстановить только при наличии уважительных причин. К примеру, длительная командировка, затяжная болезнь и проч. Юридическая безграмотность к таким причинам не относится.
Выбор нотариуса
По сложившейся практике наследством будет заниматься тот нотариус, который находится в районе, где проживал усопший (т.е. по месту его последней регистрации).
Кто из нотариусов обслуживает ваш район, можно узнать в региональной нотариальной палате.
Как правило, в субъектах РФ применяется алфавитный способ разделения наследодателей по нотариусам одного района. К примеру, нотариус может обслуживать наследников умерших граждан, фамилии которых начинаются с букв “А-Л”, другой – “М-С” и т.д.
В российской столице несколько иной порядок открытия наследства. Дело в том, что в Москве ведется единая база наследственных дел, следовательно, обратиться можно к любому из нотариусов. Если кто-то из наследников уже ранее писал заявление, сведения об этом будут в базе и вас направят к тому нотариусу, который ведет оформление наследства.
Явиться к нотариусу и подать заявление можно в любой рабочий день с паспортом, к которому следует приложить документы, необходимые для получения наследства.
Порядок подачи заявления
Как было указано выше, закон установил полугодовой срок для написания заявления о принятии наследства. Заявление можно составить как лично, так и при помощи работника нотариальной конторы. Подать документы можно на личном приеме или направить нотариусу по почте. В этом случае подпись претендента на наследство должна быть нотариально заверена. И в том, и в другом случае должен быть соблюден 6-месячный срок.
Единственное исключение из общего правила соблюдения сроков – фактическое принятие наследства. Если на момент кончины наследодателя вы жили совместно, взяли на себя расходы по содержанию наследственного имущества, приняли меры к его сохранности, оплатили долги умершего, то вы считаетесь фактически принявшим наследство.
Представив соответствующие документы (справку с места проживания, квитанции по квартплате, взносы за дачу и т.п.), вы можете подать заявление, пропустив полугодовой срок.
Содержание заявления должно быть следующим:
- наименование нотариуса и его адрес;
- сведения о заявителе и умершем наследодателе (фамилии, адреса);
- дата смерти;
- выражение волеизъявления о принятии наследственного имущества;
- причины принятия (брачные или родственные отношения, завещание);
- дата и подпись.
http://youtu.be/uNyD0y4-Njo
Подавая заявление, в нем следует также изложить информацию об имуществе, входящем в состав наследственной массы.
Дополнительные документы
Помимо заявления, наследнику потребуются:
- паспорт;
- свидетельство о смерти;
- правоустанавливающие документы на имущество;
- доказательства родства (или свидетельство о браке для супруга);
- выписка из домовой книги или справка с места регистрации усопшего.
Данный список не является полным. В каждом конкретном случае нотариус может истребовать дополнительную документацию. Так, наследование денежных средств потребует получение выписки из банка о размере вклада. Если наследуется недвижимость, кроме стандартных документов и заявления, понадобится технический паспорт на строение, кадастровый паспорт на землю и выписка из Единого госреестра о правах на объект.
Подача заявления доверенным лицом потребует наличия доверенности, в которой должны быть оговорены полномочия представителя на совершение конкретных процессуальных действий.
Что важно знать
Далеко не всегда у наследника есть полный набор всей документации. Не нужно переживать, если утеряно свидетельство о рождении или нет технического паспорта на дом. Главное – подать заявление в установленный срок, а собрать полный пакет бумаг можно после.
Закон не ограничивает время их оформления, более того, свидетельство о праве на наследство не будет выдано ранее 6 месяцев.
http://youtu.be/6vD74xT1umE
После получения всей документации нотариус сверяет правильность всех данных (адреса, наименования, площади, фамилии и проч.) и выдает документ о наследстве.